КамАЗ сгруппируется
15 июня 2006 года
Акционеры ОАО «КамАЗ» на годовом собрании, состоявшемся на прошлой неделе, рассмотрели предложение совета директоров о вхождении предприятия в МФПГ «БелРусАвто». Хотя официальные результаты голосования станут известны лишь к концу июня, как стало известно „Ъ“, менеджмент автозавода уже сейчас не сомневается в одобрении этого предложения большинством акционеров. Представителем ОАО «КамАЗ» в МФПГ «БелРусАвто» станет генеральный директор автозавода Сергей Когогин. Ему будет поручено совершение действий, необходимых для официального вступления в эту финансово-промышленную группу. Для этого ЗАО «ЦК МФПГ „БелРусАвто“» дополнительно выпустило 220 штук акций номинальной стоимостью 100 рублей, зарегистрированных ФСФР 23 марта. Из них под Камский автозавод зарезервировано 90 штук ценных бумаг, и КамАЗ уже дал принципиальное согласие участвовать в выкупе акций. Остальную часть бумаг приобретет московское АМО ЗИЛ, РУП «Минский моторный завод» и белорусская группа компаний «Авторемонт». Ожидается, что размещение допэмиссии завершится 28 июня, в результате чего уставный капитал ЗАО увеличится со 118 тыс. до 130 тыс. рублей. Таким образом, КамАЗ присоединится к акционерам МФПГ «БелРусАвто» во главе с МАЗом с целью создания дизельных двигателей, соответствующих европейским стандартам экологической безопасности.
Представитель МФПГ в Белоруссии Михаил Шалимов вчера пояснил „Ъ“, что МФПГ работает в рамках межгосударственной программы «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года», утвержденной членами Союзного государства в 2005 году. Программа предполагает на первом этапе завершение разработки автомобилей и их компонентов, соответствующих стандарту «Евро-3», а на втором — до 2008 года — их ввод в серийное производство.
Межгосударственная программа развития дизельного автостроения напрямую связана со вступлением в силу технического регламента транспортных средств, принятие которого открыто лоббировали КамАЗ и МАЗ. В конце 2004 года руководители всех предприятий грузового автопрома России и Белоруссии обратились с письмом к премьер-министру РФ Михаилу Фрадкову с просьбой оградить их от конкуренции с подержанной импортной грузовой техникой, предлагая ввести высокие таможенные пошлины и установить жесткие экологические нормы по токсичности двигателей. Однако техрегламент заработал в России только с 21 апреля 2006 года, и с этого времени ввозимые на территорию страны автомобили должны как минимум соответствовать нормам «Евро-2».
Источник в московском представительстве «БелРусАвто» уточнил, что изначально программа задумывалась для одновременного перехода двух ведущих автопроизводителей — КамАЗа и МАЗа — на оснащение серийного производства грузовиков двигателями «Евро-2» и «Евро-3», но КамАЗ «по техническим причинам» задержался со вступлением в межгосударственную группу, и до 2006 года научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по переходу на евростандарт «Евро-2» преимущественно концентрировались вокруг МАЗа. По словам источника, в кооперации с белорусским автогигантом работали российские ОАО «Ярославский моторный завод», ОАО «Ярославский завод топливной аппаратуры» и белорусские заводы — Минский завод тягачей, Могилевский автозавод. По словам Михаила Шалимова, их сотрудничество сложилось благодаря тесным производственным связям, так как 70% комплектующих и автокомпонентов поступает на МАЗ из России. Таким образом, 12 компаний выступили соучредителями «БелРусАвто».
Глава службы по связям с общественностью МАЗа Валентин Лопан сообщил „Ъ“, что общая стоимость программы по инвестированию в проект по переходу на стандарт «Евро-3» оценивается в 34 млрд рублей, часть из которых направлена на продолжение финансирования НИОКР по созданию конструкторской документации с целью перехода автопроизводителей на стандарт «Евро-3» с 1 января 2008 года.
Эксперты считают, что решение КамАЗа о присоединении к МФПГ и укреплении через нее партнерства с конкурирующим МАЗом объясняется желанием одновременно с ним начать серийное оснащение грузовиков двигателями стандарта «Евро-3» и вместе потеснить подержанные иномарки на российском рынке. В прошлом году КамАЗ уступил часть своей доли (около 3%) на российском рынке производителям иностранных грузовиков. По данным автозавода, в прошлом году КамАЗ продал в РФ 23,9 тыс. автомобилей полной массой от 14-40 тонн, но при этом на территорию страны ввезено 25,2 тыс. иномарок этого класса (всего продано 64 тыс. грузовиков). И хотя объемы продаж КамАЗа в 2005 году увеличились на 7,9%, на лидирующие позиции с небольшим отрывом вышли зарубежные грузовики — их продажи в России увеличились на 32,2% и составили 25,2 тыс. единиц. Согласно данным Камского автозавода, доля иномарок на российском рынке в прошлом году увеличилась с 32,7% до 37,3%, тогда как доля КамАЗа сократилась с 37,3% до 34,7%, а МАЗа — с 18,3% до 16,2% (он реализовал в России 10,9 тыс. грузовиков). Однако 80% ввезенных в 2005 году грузовых иномарок не отвечают требованиям даже «Евро-2», и консолидация усилий КамАЗа и МАЗа, как полагают эксперты, позволит сдержать натиск импортеров подержанных машин.
Луиза ИГНАТЬЕВА, "Ъ - Волга-Урал"